Мой внутренний преследователь. Как справляться с собственной виктимностью11 июля 2017 Люди, которые в детстве подвергались психологическому насилию, будут всю жизнь насиловать себя изнутри. Звучит устрашающе, но на самом деле - чистая правда. Вроде бы, если предположить рационально, жертвы всякого насилия должны быть, наоборот, осмотрительны и осторожны, четко понимать, что этого-то они больше в жизни точно не хотят! Но не все так просто. Пониманием-то мы понимаем, а внутри, автоматически и бессознательно, делаем с собой ровно то же, что с нами делал когда-то внешний объект. «Чужой» - он внутри... Виды психологического насилияДавайте вспомним, что же такое психологическое насилие. Я не затрагиваю тут физические формы насилия, поскольку считаю и так понятным, что это тоже об этом, ведь там, где есть физическое нарушение границ, там всегда есть и психологическое - оно ему предшествует. И по факту, человек, которого избивают, к примеру, всегда что-то чувствует, и чувствует он себя именно жертвой - беспомощной и беззащитной, ровно так же, как в случае психологической травли, игнорирования и других вещей, которые я сейчас подробнее Вам напомню. 1. ИгнорированиеСамый частый, наверное, способ психологического насилия над ребенком. Здесь будем говорить о родителе и ребенке, так как виктимная личность - она формируется в детстве. Взрослому человеку уже вряд ли кто-то может нанести равную по силе травму. Как проявляется? Родитель игнорирует потребности, чувства, иногда даже слова и вопросы, обращения ребенка. Способов много. От простого не-реагирования на послания ребенка (игра «в молчанку»), до вариантов разноообразных форм стыжения и обвинения. Формирование токсического стыда: «Как ты можешь такое говорить (хотеть, думать, чувствовать)?! Нехороший мальчик (девочка)». Формирование токсической вины: «Из-за тебя бабушка чуть не умерла!». Результат: Ребенок научается не проявлять и, в некоторых случаях, даже не чувствовать, не распознавать свои потребности, желания, чувства и эмоции, дабы не сталкиваться с обидой на родителя, который его игнорирует. Обиду также со временем научается не чувствовать. 2. МанипулированиеК примеру, обидой. Как проявляется? Родитель обижается на ребенка за какие-то его потребности, желания, чувства, реакции. И явно ему это демонстрирует. Может не разговаривать с ребенком, отворачиваться и уходить, делать «обиженное лицо», демонстративно плакать. Результат. Ребенок становится в ситуацию парентификации - то есть его вынуждают жалеть родителя и быть взрослее мамы (папы) в этот момент. То есть, если мама обиделась - нужно вести себя по-другому и (опять же) не чувствовать и не распознавать свои потребности, желания, чувства и эмоции. Также в категорию манипулирования я бы отнесла и всяческие сравнения детей с другими детьми. Здесь родители манипулируют потребностью ребенка в их одобрении, сравнивая с другим ребенком (не в пользу своего, конечно), вынуждают быть лучше, быстрее и сильнее, прилагать усилия, подпитываемые, подчеркну, не интересом и любопытством, а тревогой отвержения. 3. Введение в заблуждениеРодитель заставляет ребенка сомневаться в себе, в своем восприятии реальности. Как проявляется? На мысли, чувства ребенка родитель реагирует посланиями типа «Тебе показалось, это все не так». Это заставляет ребенка сомневаться в работе своих органов чувств. Доверяя родителю как авторитетной фигуре, ребенок перестает обращать внимание на себя и во всем полагается на родительское восприятие реальности. Результат: Полностью зависимый человек, не способный жить и ориентироваться самостоятельно. 4. «Абьюз» или использование ребенка в своих целяхВ принципе, все вышеперечисленное также является использованием, но оно более скрыто и бессознательно. В этой же категории использование более явно - то есть, когда используется ресурс ребенка, как феодал использует зависимых крестьян. Как проявляется? Ребенок выполняет психологическую и физическую работу «за еду». Причем, тут нет границ и договоренностей. Как родитель решил, так и будет. Ребенку нужно только подчиняться и работать на родителя. Результат: У человека не формируется понимания и ощущения собственной ценности вообще. Он привыкает, что он нужен другим только, когда приносит пользу. Он не представляет себе, что его могут любить просто так, по факту существования. Всю жизнь он зарабатывает любовь и внимание, как раб. Вот основные варианты формирования виктимной личности - то есть человека, который внутри себя привык быть жертвой. Далее - он будет жить как жертва.
|