Когда вырастешь - узнаешь. Есть ли у вас задержка психологического развития

15 июля 2018

Физические или интеллектуальные недостатки человека мы видим сразу. Если он, например, не шибко умный для своего возраста или выглядит не очень. Мы видим и оцениваем это быстро. Конечно, соотнеся с собой. Если у меня не очень высокий интеллект, к примеру, мне не покажется он низким и у другого.

А вот задержка психологического развития заметна не сразу. По крайней мере, мы можем сомневаться в этом. У других, конечно, виднее. А вот у себя - чаще всего, очень сложно заметить.



остановка в личностном развитии

Что такое остановка в личностном развитии?

Это несоответствие физического возраста - психологическому. Многие люди в силу недостатка образования в этой сфере (психологию мало преподают в ВУЗах и чаще всего этот предмет так и остается загадкой, а знания ограничиваются лишь пониманием терминологии общей психологии), не знают критериев уровня личностного развития взрослого человека. Не говоря уже о процессах зрелости и старения, кризисов, возникающих в разные периоды. Это все - аспекты возрастной психологии, которую изучают специалисты-психологи.

А обычным людям других профессий очень могли бы пригодиться эти знания. К примеру, какой мой психологический возраст? Соответствует ли мое личностное развитие моему физическому возрасту? Как это понять и заметить? И если да, - что делать, как исправлять, доращивать.

Как увидеть уровень личностного развития и его задержку

В этой статье я хочу описать основные моменты, которые отличают психологически взрослого человека от психологического ребенка.

Физически и юридически взрослым у нас в стране человек считается после 18-ти лет, когда наступило совершеннолетие. Но, конечно, в восемнадцать редко кто, например, может полностью нести ответственность за свою жизнь, имеет достаточно материальных ресурсов и тем более психологической устойчивости. Взросление происходит постепенно, с накоплением опыта взрослой жизни, преодоления трудностей. Это напрямую, конечно, зависит от процесса психологической сепарации от родителей, как она происходит и происходит ли.

Процессы сепарации и индивидуации - их качество и продолжительность - вот что определит психологическую зрелость человека. Насколько он стал самостоятельным не только в плане быта и материального обеспечения жизни, а и в плане психологической самостоятельности в своих чувствах, мыслях, суждениях и решениях.

Многие люди, дожившие до 30-ти, 40-ка и более лет, имеющие семьи и детей, остаются психологическими детьми. Многие этого не замечают и не понимают. А просто страдают и ищут силу, которая сможет помочь: государство, психолог, другие люди. Конечно, помогают им всегда плохо. Они страдают и возмущаются. И так проходят годы.



психологический ребенок

Вы - психологический ребенок, если

1. Вы жертва. Вы жалуетесь на жизнь и взываете к тому, кто что-то вам должен организовать. Предъявляете претензии. Призываете к "справедливости".

Так делают маленькие детки, когда им плохо, они кричат и плачут, потому что и правда бессильны что-то решить без мамы.

Взрослый человек может себя обслужить. Но иногда способность справляться с эмоциями, принимать решения и заботиться о себе - практически на нуле. И легче простого, если все идет не по моему плану, начать искать спасателя, который пожалеет и все сделает за меня (плюс - накажет обидчиков).

2. Берете на себя слишком много, или наоборот, слишком мало. То есть, не чувствуете той нагрузки, которая действительно вам под силу и своих реальных возможностей. Например, искренне верите, что в состоянии в полном объеме повлиять на ситуацию, где замешано много людей, на творческий процесс, на какие-то события прошлого, настоящего или будущего. Многие люди стараются повлиять на свое прошлое, даже осознавая, что это невозможно. Они все равно сетуют на него. Или сконструировать четкие результаты будущего. Расставить все "шахматные фигурки", как нужно им. Даже погоду. "Я сказала, что должно быть жарко в августе, значит так и будет. А если дождь - просто прихожу в ярость!"

Или наоборот - люди совсем не чувствуют никаких сил и никакого влияния ни на что. Отказываются влиять, пробовать, делать то, что могут, получать промежуточные результаты, оценивать их, делать выводы. Они заранее представляют себя очень слабыми, а обстоятельства - непреодолимыми.

И то, и то - ошибки восприятия. Примитивные защитные механизмы психики.

примитивные защитные механизмы психики

3. Не в состоянии переживать одиночество и уединение и постоянно ищете объект зависимости. Люди, которые боятся быть наедине с собой, чувствуют себя в одиночестве тоскливо - брошенными, никому не нужными - в душе еще психологические дети. Зрелому человеку самому с собой будет спокойно и хорошо. У него нет нужды все время заполнять пространство кем-то или чем-то, забивать свой психологический голод. Взрослый умеет жить, опираясь на себя, а с другими создавать близкие отношения, учитывая их интересы.

Если вам тяжело быть наедине с собой, наверняка, вы имеете раннюю детскую травму, в период формирования отношений с объектом привязанности, который был непостоянен. И до сих пор важно мочь контролировать "объект". Именно поэтому необходимо слиться с другим и не отпускать его. А быть отдельным - бездна боли, депрессии и тоски.

4. Имеете амбиции, существенно оторванные от реального положения дел. То есть, ваши мечты бродят где-то в облаках, вы мечтаете заработать миллиард или выиграть в лотерею, или стать президентом США. При этом - например, сидите на диване в съемной однушке. Конечно, мотивации что-то конкретное делать, увеличивать свой жизненный комфорт, постепенно чего-то достигать, нет. Амбиции зашкаливают, и что бы вы не делали сейчас, вы не сможете быстро очутиться в том месте, о котором грезите. Но и перестать летать в облаках - тоже. Иначе заметите всю ничтожность своего существования. На малое и потом ведь не согласны! Только сейчас и только все.

5. Искренне верите, что можно "обмануть мироздание". Что вы найдете какой-то хитрый способ и сможете обойти те правила и устройства, которые есть. Все люди - переходят дорогу на зеленый, а вы - не будете! Все чтут закон, а вам - море по колено! Ничего вам не будет за это. Вы найдете "лазейку" и сможете возыметь те свободы, которые не имеют другие.

Корректировка психологического возраста и задержек личностного развития - является целью для развитийной психотерапии. "Доращивание" тех частей личности, которые по каким-то причинам, остались на уровне более ранних периодов. Иногда это достаточно легко и быстро (если травмы не слишком сильные и человек и так более-менее справлялся, но хотел бы лучше), а иногда (и часто) - это сложно и занимает время, ведь нужно иметь дело в том числе и с довербальными травмами, которых нет в памяти.


Подписывайтесь на мою страницу в Facebook


Автор Елена Митина http://elenamitina.com.ua

Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

Запись на индивидуальные, семейные и групповые встречи

Обучение психологии

Гештальт Елена Баева и Елена Митина

Поделитесь материалом с друзьями
Елена Митина

Елена Митина

Сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт Всеукраинского общества практикующих психологов "Гештальт-подход"

Имею высшее психологическое образование

Работаю индивидуально со взрослыми и подростками (от 13 лет)

Консультирую супружеские пары

Провожу психотерапевтические группы и тренинги

Регулярно повышаю свою квалификацию и получаю супервизию


Интересные публикации:

Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выходаПочему противопоказано быть «паинькой» в отношенияхТри умных способа помочь себе в трудной ситуации Психология молодости
Facebook YouTube Google+ Twitter